11.09
02:07
Ода городу, песнь о людях
Уже очень давно я не писала рецензий. Это не значит, конечно, что хороших книг в моей жизни в эти полгода не было — они были, и много. Но просто желание писать как-то разом отпало, испарилось, показалось столь ненужным и времязатратным… две или три книги все же вынудили меня оставить отзыв — но на большее сил не хватило.И так было до тех пор, пока я не встретила де Линта.Собственно говоря, встретились-то мы с ним уже очень давно — в те самые дни, когда я только-только начала собирать свою собственную библиотеку, практически не обремененная больше списками обязательной летней литературы, окончившая школу, начавшая зарабатывать какие-никакие, а свои деньги… Тогда его книг в магазинах было очень много — прекрасная, но немного холодная серия с обложками в стиле манги-аниме — он просто не мог не привлечь мое внимание. Я очень долго ходила вокруг этих полок, облизывалась, с тоской глядела на цены… Моей подработки хватало на несколько отдельных книжек, но ведь не на всю же серию? К тому же, я просто боялась начать — вдруг возьму не тот том? Вдруг история меня разочарует, когда я уже в таком многокнижном предвкушении? В общем, в то время у нас с ним не срослось. Но за все эти годы я не забыла такую сказочность звучания его имени — Чарльз де Линт.Затем, где-то год-два назад, я наткнулась на его рассказ в одной антологии — то ли про драконов, то ли в Геймановских «Все новые сказки». Узнала, что работает он в жанре Городского фэнтези, воодушевилась. И мне не понравилось. Я совсем не того ожидала — не такой жесткости, мрачности, беспросветности… И тем не менее, это послужило напоминанием — а ведь была у него такая серия… С потрясающе сказочными названиями книг: «Волчья тень», «Лезвие сна»… Я их все скачала, но читать опять же не начала. И вот однажды появляется это издание. В той серии, где сейчас активно издается и переиздается Нил Гейман. Ну и, раз уж я ее и так собираю, и раз уж их двоих поставили рядом как мастеров Магического реализма, и раз уж она такая красивая — я ее покупаю. Вот так просто. По прихоти. Как всегда и бывает с самыми лучшими книгами в жизни.Оказалось, что это не роман. Но и не сборник. Это цикл историй разных лет, в которых сквозным образом проходят одни и те же персонажи, столь живые и столь волшебные, что сразу признаешь в них настоящих людей. Я довольно долго не могла вчитаться и понять, нравится ли мне то, что я перед собой вижу. Эта книга полна жестокости, насилия, надругательства над детьми, боли и обездоленности, наркотиков и проституции… И вместе с тем в ней так много чудес, магии, доброй сказки и пронзительно печальной легенды… Это и правда городские легенды, как закрепилось в русскоязычном издании. Но это и «Сны под ногами» оригинального названия — сны повсюду, так плотно сплетенные в жизнью, что и не всегда поймешь, проснулся ли ты, или все еще находишься по ту сторону.Эта книга — ода городу, огромному и маленькому, современному и заброшенному. Это гимн всем тем людям, что живут в нем, что каждый день ловят кусочки прекрасного в окружающем их пейзаже, в полете чайки над головой, в увядающем цветке на клумбе… Людям, которым не безразличны чужие страдания, людям, всегда готовым помочь и утешить, в сколь поздний час ночи ты бы ни пришел к ним за поддержкой. Ньюфорд — он нигде и повсюду. Ведь и в своем городе мы так легко можем свернуть не туда — и потеряться в Катакомбах, или выйти в парк, где растет Древо сказок, или погнаться за призраком во время дождя, или встретить самых настоящих фей памяти…Теперь я часто думаю, а что было бы, если бы де Линта я все-таки прочла раньше Геймана? Может, все мое мировоззрение сложилось бы по-другому. А может, ничего бы не изменилось. Может, в том возрасте я бы не смогла так спокойно прочитать обо всех ужасах, на которые способны жители Ньюфорда, и бросила бы книгу. И не стала бы даже думать о том, чтобы открывать следующие. Но теперь я могу все это оценить, принять и переосмыслить. Теперь я готова. Так что все-таки каждой книге — свое время. Четко определенный момент в жизни, когда она придет к тебе и ты ее поймешь. Книги чувствуют, когда такое время настает. Главное лишь нам самим его не упустить.
→ Ода городу, песнь о людях